БОРНХЁВЕД, 7 ДЕКАБРЯ 1813 ГОДА - ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ ШВЕДСКОЙ КАВАЛЕРИИ
После сокрушительного поражения Великой Армии в России, королевство Дания, вынужденный союзник Наполеона, весной 1813 года объявила о своем нейтралитете. Страна была обанкрочена, а ее экономика находилась в плачевном состоянии, без реальных перспектив вернуться на уровень довоенного времени. Но мирным намерениям датчан было не суждено найти реальный выход.
Давний соперник Дании – королевство Швеция – имел виды на принадлежащую датской короне Норвегию, которую рассматривал как компенсацию за потерю Финляндии в недавней войне с Россией. И если в прошлом, уже более века, Российская империя была союзником Дании и главным сдерживающим фактором для захватнических настроений Швеции, то теперь, когда император Александр I был союзником шведского правителя (кронпринца Карла Юхана, бывшего наполеоновского маршала Бернадота), она уже не являлась таковым и наоборот, поддержала претензии на Норвегию.
Фредерик VI, король Дании, попытался вести переговоры с Россией, Австрией и Великобританией, однако они не увенчались успехом, и тогда он пришел к выводу, что для удержания Норвегии датчанам придется сражаться. 16 мая 1813 года король объявил о своем решении Наполеону и обязался предоставить ему корпус из 11,000 пехоты, 2,100 кавалерии и 40 орудий под командованием своего шурина – принца Фредерика Гессенского. Это формирование, получившее название «Вспомогательный корпус», поступило в подчинение французского XIII армейского корпуса маршала Даву и должно было поддерживать его в операциях против Северной армии кронпринца Карла Юхана.
Осень 1813 года ознаменовалась для Вспомогательного корпуса сперва наступлением на укрепленную линию Шверин-Фисмар, а затем продолжительным отступлением на новые позиции вокруг Ратценбурга в сентябре, приведшим к серии датских контратак и стычек с разношерстной немецкой армией генерала Вальмодена в октябре-ноябре.
Когда Наполеон потерпел жестокое поражение в Битве Народов под Лейпцигом 16-18 октября, маршал Даву отступил в Гамбург и заперся там, оставив Вспомогательный корпус наедине с 43-тысячной союзной армией. Учитывая неравенство сил, принц Гессенский был вынужден начать отступление в датский Гольштейн.
Тем временем союзники тоже не собирались сидеть сложа руки. Карл Юхан решил отправить шведскую кавалерию под командованием генерала Шёльдебранда преследовать датчан параллельным маршем, в то время как немецкой армии генерала Вальмодена ставилась задача отрезать противнику пути отхода.
Отступление Вспомогательного корпуса выполнялось организованно и в хорошем порядке. 4 декабря датчане имели удачное для них дело при Бодене. В ночь на 6 декабря принц Гессенский направил войска в Киль через Ниндорф и Лизен. Позже за основными силами последовала легкая бригада генерала Лалемана, которая уже была атакована патрулями Вальмодена в Зегеберге и при отступлении разрушила мост в Гросс-Рённау. 7 декабря бригада достигла деревни Борнхёвед.
Здесь, на хороших позициях, прикрытых валами и живыми изгородями, датчане чувствовали себя в безопасности. Шлезвигские и гольштейнские егеря остались в строю, чтобы при необходимости встретить убийственным огнем зарвавшихся шведских разведчиков, которым бы не повезло выйти к датским позициям. Всего бригада Лалемана насчитывала 2,500 штыков и сабель. Дело близилось к сумеркам, и датчане не ожидали никакого крупного нападения.
Однако вскоре к позициям на полной скорости прискакали два эскадрона польских улан, преследуемых несколькими эскадронами шведских гусар под предводительством майора фон дер Ланкена. Гусары столкнулись с прикрывавшими отступление датчан поляками около Хамдорфа и Далдорфа и, после нескольких часов боя, обратили их в бегство. Рассеяв улан, шведы с ходу атаковали основные силы датчан, но были отбиты огнем гольштейнских егерей и откатились назад. Долго отдыхать датским бойцам не пришлось: генерал Шёльдебранд и гусарский полковник Брор Цедерстрём прибыли на поле боя с основными силами шведской кавалерии.
С начала кампании кронпринц Карл Юхан как мог берег своих собственных солдат. Он старался не подвергать их опасности, чтобы как можно больше сил оставить для предстоящего завоевания Норвегии, которая - как безошибочно предполагал бывший наполеоновский маршал – без боя не сдастся. Вот и теперь шведской кавалерии было приказано лишь следовать за датчанами, не вступая в серьезный бой. Однако гордые всадники считали такую излишнюю бережливость трусостью, и им не терпелось отправиться в бой. Тогда генерал Шёльдебранд решил атаковать датский арьергард всеми своими силами.
У Борнхёведа выстроились 12 эскадронов из 700 кавалеристов: Мёрнерский гусарский полк (7 эскадронов), Сконский гусарский полк (1 эскадрон), Сконский карабинерский полк (2 эскадрона) и прусские гусары Шилля (2 эскадрона). «Если это случится, это случится сейчас! (Skall det ske, skall det ske nu!)» - воскликнул полковник Цедерстрём, а генерал Шёльдебранд скомандовал атаку. Всадники сперва пошли рысью, а затем, под громогласное «Хурра!», ударили в галоп.
Шведы атаковали через живые изгороди и валы, но даже пересеченная местность не остановила их. Первыми на врага обрушились Мёрнерские гусары, затем, во второй линии, Сконские гусары и пруссаки, а за ними шли карабинеры. Натиск был столь яростным, что строй датчан был прорван. Некоторые пехотинцы бросились бежать, некоторые попытались выстроиться в каре, но тщетно: шведы выбили противника с удобной позиции и на его плечах ворвались в Борнхёвед. На узких улочках деревни началась настоящая резня. Особенной жестокостью отличились гусары Шилля: они рубили датчан – не важно, безоружных или пытающихся сдаться в плен - припоминая им убийство своего лидера в Штральзунде четыре года назад.
В конце концов, датчанам удалось перегруппироваться и занять новую укрепленную позицию у кладбища при поддержке артиллерии. Шведы не решились атаковать снова, и битва подошла к концу.
Датчане потеряли 11 своих солдат и 10 поляков убитыми, 35 ранеными, 74 пленными, а также 2 орудия и 1 гаубицу. Потери шведов и пруссаков составили 13 убитыми и 46 ранеными, в том числе полковник Цедерстрём (картечью - в плечо).
Это удивительное сражение стало последней в истории битвой между датскими и шведскими солдатами, а также последней подобного масштаба атакой шведской кавалерии. Несмотря на тактически крайне удачный исход дерзкого наступления конницы на пехоту через трудную пересеченную местность, стратегически эта битва ни на что не повлияла. Датчане, пусть и с большими потерями, но отразили вражескую атаку и продолжили свое отступление к Килю, а уже 10-го декабря нанесли серьезное поражение корпусу Вальмодена при Сехестеде. Тем не менее, эта битва подняла дух шведским кавалеристам, придав им уверенность в собственных силах и подарив им сражение и славу, о которых они давно мечтали.
Литература:
Dieter Kienitz - "Der Kosakenwinter: in Schleswig-Holstein 1813/14"
Colin Allen - "Sehested, 10th December 1813"
Шведская Вики
http://www.rished.se/Bornhoft.html